От двух до четырех колес

Летом 2014 года не стало известного в Орске и в Оренбуржье спортсмена, тренера, мастера спорта СССР по автомногоборью Юрия Ивановича Довгопола, истинного пропагандиста технических видов спорта в регионе. Он воспитал большую группу спортсменов, которые сегодня с теплотой вспоминают своего Учителя. Мы расскажем о некоторых малоизвестных страницах жизни спортсмена и тренера, о его воспоминаниях, связанных с развитием технических видов спорта в Орске. 

Юрий Иванович Довгопол был человеком с большим чувством юмора, прекрасный собеседник, бесконечно влюбленный в технику. Именно по его инициативе в Орске был воссоздан автомотоклуб, обустроена трасса «Березовая роща», которая отвечает соревновательным требованиям по мотокроссу.

А любовь к технике у Довгопола родилась в юношестве. Он в шестнадцать лет получил «мотоциклетные права», в 1968 году пришел в автомотоклуб, который располагался некогда на пересечении улиц Станиславского и Краматорской. Записался в секцию мотокросса, хотя в тот период вовсю набирал популярность мотобол. 

- В городе базировались две команды по мотоболу – «АМК» (Автомотоклуб) и «Металлург» (Южно-Уральский никелевый комбинат), - рассказал в одном из своих последних интервью автору этих строк Юрий Иванович. – Играли они на стадионе «Спартак» и на поле профтехучилища №1. Кроме бескомпромиссного соперничества между собой, орские мотоболисты выезжали на крупные зональные республиканские соревнования. Неизменно от четырех и более спортсменов входили в состав сборной Оренбургской области. Одним из лидеров команды «АМК» был ее капитан Отар Гогинов. 

В 1970 году автомотоклуб переехал на улицу Строителей, где было создано несколько секций: автомногоборье, мотокросс, спидвей (гонки по ледяной дорожке), картинг, мотомногоборье. Летом орские гонщики на спортивном легковом автомобиле участвовали в шоссейно-кольцевых гонках, а как только выпадал снег – в зимних трековых. В то время лишь некоторые советские автомотоклубы могли похвастаться чехословацкими «Чезетами». В основном гонщики ездили на «Ижах» с объемом двигателей 175 и 350 кубических сантиметров. А первым кандидатом в мастера спорта по мотокроссу стал в конце шестидесятых годов Александр Дмитриев (в классе 175 кубов). Виктор Бек (в классе 350 кубов) становился чемпионом зоны Урала, выиграл в Самаре мотокросс памяти В. Чкалова. Среди других орских гонщиков, добившихся признания, назову Вячеслава Леонтьева, Валерия Гуреева, Игоря Харитонова. 

Автомотосоревнования собирали тогда по 5-6 тысяч зрителей на орском «Локомотиве» и новотроицком стадионе «Строитель». Сам Юрий Иванович Довгопол неизменно входил в число сильнейших мотогонщиков Оренбургской области. 

- Наш город дал путевку в высший мотоциклетный спорт двум замечательным спортсменам братьям Анатолию и Николаю Бондаренко, – продолжил разговор Довгопол. – Оба начинали свой путь к большим победам в нашем автомотоклубе. В начале семидесятых годов Анатолия Бондаренко вместе с мотокроссменкой Тамарой Руктошель направили в столицу на учебу в Высшую школу тренеров, откуда орчанина пригласили тольяттинцы. На берегах Волги и раскрылся талант мотогонщика. Анатолий Николаевич Бондаренко. Он стал заслуженным мастером спорта СССР, неоднократным чемпионом СССР и мира по спидвею. Николай Николаевич Бондаренко добился звания мастера спорта международного класса, он трижды становился чемпионом в соревнованиях мотоциклов с коляской в группе советских войск в Германии, побеждал на крупных всесоюзных соревнованиях. Кстати, Николай Бондаренко, приезжая в родной город, помог нам из серийного «Урала» оборудовать мотоцикл с коляской – копию собственного победного варианта. На нем Валерий Борисович Андреев с Геннадием Волошенюком занял почетное восьмое место на крупных соревнованиях в Шадринске. 

В семидесятые годы происходил настоящий подъем технических видов спорта в стране и городе. И Ю.И. Довгополу сотоварищами пришлось несколько раз переквалифицироваться. В 1973 году в Орск пришли четыре картинга. Была создана команда из трех человек, в которую вошли Довгопол, Гуреев и Кржановский. Первый успех не заставил себя долго ждать, в Оренбурге орчане на зональных республиканских соревнованиях заняли место в призерах. Затем в течение пяти лет команда просто доминировала в Оренбуржье, удачно выступили на ряде гонок в Курске, Самаре и Челябинске. 

Заметных успехов добились Ю. Довгопол и В.Гуреев в автокроссе. В 1974 году они в составе сборной Оренбургской области участвовали в «Невском кольце» в Ленинграде. Дебютанты добились просто превосходного результата - вошли в десятку лучших. Получили приглашение на престижные гонки в Киев, но из-за финансовых проблем участие в них не приняли. А над своим спортивным «ГАЗом» поработали немало, чтобы его усовершенствовать в техническом плане. В 1975 году орский экипаж уверенно выступил на одном из этапов чемпионата страны. В 1976 году по линии ДОСААФ Ю. Довгопол и В. Гуреев получили команду отправиться в Тольятти, в один из центров автороссменов Советского Союза. Однако руководство местного отделения ДОСААФ не отпустило спортсменов в Поволжье. В. Гуреев бессменно с 1972 по 1991 годы являлся тренером автомотошколы. 

В середине 90-х автомотоклуб в Орске прекратил существование: его перестали финансировать, поступления новой техники не было и не ожидалось в ближайшем будущем. Помещение закрыли, оставив под замком около 30 единиц техники, которая затем исчезла …

В 2009 году Ю.И. Довгопол выступил с инициативой создания в городе автомотоклуба. Вначале появился «Урал», работающий при станции юных техников Ленинского район, а с первого апреля 2010 года начал писать историю автомотоклуб «Успех», в котором ныне занимаются влюбленные в мотоцикл юноши и даже девушка. А начиналось все с того, что бывший глава Орска, ныне губернатор Оренбургской области Ю. Берг передал в клуб два гоночных мотоцикла 65 и 85 кубических сантиметров. Ныне на балансе у «Успеха» шесть единиц техники. Имеется трасса «Березовая роща», которую Юрий Иванович и его взрослые и юные товарищи в течение пяти лет доводили до требуемого минимума. Как известно, в мотокроссе замкнутая трасса имеет грунтовое покрытие, обычно с дополнительными препятствиями в виде естественных или искусственных горок, трамплинов, поворотов. В Орске длина трассы составляет 1340 метров, а на одном из трамплинов гонщики пролетают в воздухе до 16 метров! Надо обладать недюжинным характером, чтобы преодолеть себя, терпеть боль. 

- Мотоспорт воспитывает настоящих мужчин, которые не в обыденной жизни, ни в армии, ни в бою, уверен, не дрогнут, примут правильное решение в считанные доли секунды, - добавил в разговоре Довгопол.

В Орске уже не один год проходят крупные всероссийские гонки с участием мотогонщиков Оренбуржья, Башкортостана, Удмуртии, Самарской области. 

Иван Борейко становился бронзовым призером по мотокроссу в зональных соревнованиях первенства страны среди юношей по Приволжскому Федеральному округу, Сергей Образцов неизменно входил в число лучших в Оренбуржье в классе мотоциклов 125 кубических сантиметров, прогрессируют гонщики Витя Воробьев, Андрей Ильин, Андрей Малыгин, Евгений Сивков, которым дорогу в большой спорт дал настоящий фанат спорта Юрий Иванович Довгопол. 

Константин Мусафиров.

Рубрика Реклама
Дата размещения09.07.2015
Количество просмотров403
Выберите действие:
Пожаловаться на публикацию
comments powered by HyperComments
Еще статьи из данной категории
Предыдущие статьи Следующие статьи

Продаете квартиру, оказываете услугу или ищете работу?

Добавьте объявление в печатную версию Саквояжа - и о вашем предложении узнает весь город!

У вас есть бизнес в Орске?

Добавьте свою компанию в Каталог Саквояжа и рекламируйте товары от ее имени совершенно бесплатно!